Поиск по сайту

Официальный сайт муниципального
образования "Красноярский район"

Права общественных объединений по защите прав потребителей

06.07.2022 3917

С момента принятия закона «О защите прав потребителей» в 1992 году законодатель предусмотрел возможность для граждан объединяться в некоммерческие организации для целей осуществления общественного контроля в потребительской сфере.

Закон в первоначальной редакции довольно скупо описывал права таких организаций, что дало возможность для их широкого толкования. Впрочем, в дальнейшем статья неоднократно дополнялась и изменялась.  

Переломный момент обозначил Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ, который внес поправки в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», а в дальнейшем и Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ исключивший право общественных организаций «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей» и право общественных организаций «составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей».

Существенное снижение полномочий общественных организаций было связано с массовыми злоупотреблениями последних в объемах и способах проведения проверки предпринимателей, зачастую сводившихся к обычному шантажу, а местами напоминавший и организованный рэкет.

Регистрацию общественных организаций, в т.ч. и по защите прав потребителей осуществляет Министерство юстиции РФ.

Согласно статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»: 

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

- участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). 

Согласно положениям Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Таким образом,

Общественные организации по защите прав потребителей не являются контрольными органами. Это добровольные объединения потребителей, деятельность которых регламентирована уставом. Права таких организаций установлены ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Общественные организации по защите прав потребителей не проводят проверки, не осуществляют надзор. Они вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей (ни каких иных требований – санитарных, пожарных, налоговых и т.п.).

Проверка – это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое должностными лицами органов государственного контроля (надзора) или органов муниципального контроля.

Представители общественной организации при проведении контроля не вправе требовать документы у продавца (исполнителя) предоставление которых по требованию потребителя не предусмотрено законом (т.е. всех документов на весь товар, реализуемый в магазине). 

1.    Астраханская региональная общественная организация «Центр независимой защиты прав потребителей» (02.12.2013) председатель правления Полетаева Александра Олеговна, г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 6/10, помещение 15. 

2.    Астраханская региональная общественная организация в защиту прав потребителей «Контроль качества товаров и услуг» (17.11.2011) председатель правления Полетаева Александра Олеговна, г. Астрахань, ул. Аксакова, 12/2, кв. 6 (ул. Савушкина, 6/10, ул. Адмиралтейская, 46). 

3.    Астраханская городская общественная организация «Общество защиты прав потребителей» (19.03.1993) председатель правления Беляева Наталья Александровна, ул. Адмиралтейская, 43. 

4.    Астраханская региональная общественная организация «Лига защитников потребителей» (04.06.1999) председатель правления Беляева Наталья Николаевна, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 43. 

5.    Астраханская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Народный Союз Потребителей» (13.09.2011) председатель Иконникова Марина Владимировна г. Астрахань, ул. Мечникова/З. Космодемьянской/Епишина, 19/82/35. 

6.    Региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» в Астраханской области (10.12.2013) председатель совета регионального отделения Алибулатова Умагат Абдулаевна г.Астрахань, ул. баумана, д. 13/1, кв. 71 (ул. Чалабяна, 26/28). 

7.    Астраханская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Центр контроля качества», Президент Байчурин Аркадий Михайлович Астраханская область Наримановский район г.Нариманов ул. Набережная, д. 1, кв. 65. 

8.    Астраханская региональная общественная организация в защиту прав потребителей «Защита» председатель правления Дугужев Азиз Кадагазович, г. Астрахань, ул. Н.Островского, стр. 124г офис 209. 

9.    Астраханская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Союз жителей» председатель Шеин Олег Васильевич, руководитель Кулешова Татьяна Владимировна, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 11/11, литер А. 

10. Региональная общественная организация по защите прав и интересов потребителей Астраханской области «Народное право» председатель президиума Скогорев Александр Иванович, г. Астрахань, ул. Боевая, 72, кв. 33. 

11.Астраханская региональная общественная организация «Защита прав потребителей»» председатель Наставина Ирина Сергеевна, г. Астрахань, ул. Мечникова/Бакинская, д. 36/156 (ул. Звездная, 11/11). 

Материалы общественного контроля рассматриваются Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 № 248-ФЗ, а также в рамках КоАП РФ.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 № 248-ФЗ внеплановые контрольные мероприятия согласовываются с прокуратурой. Для согласования необходимо доказать угрозу или факт причинения вреда охраняемым законом ценностям, что невозможно по материалам общественного контроля, т.к. материалы оформлены не в полном объеме: отсутствуют наименования товаров, данные субъекта, событие описано неверно, используются устаревшие и утратившие силу нормативные акты и требования, установленные такими актами.

Несколько советов для хозяйствующих субъектов.

При посещении объекта торговли или услуг общественными контролерами необходимо:

  • вести себя спокойно и корректно, не вступать в конфликты, споры,

  • проверить удостоверения контролеров, при этом необходимо переписать все данные из них (либо сделать копию или фотографию),

  • проверить направление (распоряжение, предписание), а именно номер, дату, наименование организации, данные ваши и вашего объекта (переписать, сделать копию или фото), лучше если вам вручат второй экземпляр,

  • записывайте все происходящее видеокамерой (камерой мобильного телефона), на диктофон и т.д.,

  • необходимо чтобы с вами присутствовали ваши работники (также необходимо стараться, чтобы ваши работники не контактировали с общественными контролерами самостоятельно),

  • ЗАПОМНИТЕ: Вы вправе не допускать контролеров в служебные помещения, склады, пищеблоки, за прилавок, вправе не предоставлять документы на «Весь» товар в магазине (кафе и т.д.)

  • ВАЖНОЕ: не допускайте нарушений, тогда общественным контролерам не будет повода составлять в отношении вас какие-либо акты контроля и т.д.

  • в случае если нарушения все-таки обнаружены, не пытайтесь разрешить ситуацию на месте, пусть контролеры составляют документ (при этом вы можете устранить нарушения в процессе контроля, о чем напишите в объяснениях в акте),

  • в случае отсутствия каких-либо нареканий акт должен быть составлен тоже (настаивайте на этом), в котором должно быть указано, что нарушения отсутствуют. Обязательно расписывайтесь в акте, пишите свои замечания и копию оставляйте себе. В противном случае может появиться акт, о котором вы не знаете, и в котором будет фраза: «От подписи отказался»,

  • при угрозах, шантаже и других незаконных действиях контролеров необходимо вызывать полицию, либо, если не хотите ожидать приезда наряда ППС, фиксировать все видеокамерой и после подавать заявление в правоохранительные органы. Также данную информацию можно направлять в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области и в Управление Министерства юстиции по Астраханской области (ул. Бабушкина/Кирова, д. 22/31, т.: 39-40-77).


Новости

Состоялись финальные игры муниципального этапа лиги «КЭС-БАСКЕТ»

Весь ноябрь на территории Красноярского района проходил муниципальный этап Всероссийского турнира школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ»...

26 ноября 2022 20:34

14

Юные красноярцы вошли в число сильнейших участников областной олимпиады «Я – будущий избиратель!»

Избирательная комиссия Астраханской области совместно с региональным министерством образования и науки провели второй (очный) тур областной олимпиады среди школьников «Я – будущий избиратель!»...

25 ноября 2022 17:15

54

Глава Красноярского района встретился с матерями погибших военнослужащих

В неформальной обстановке, за чашкой чая представители власти обсудили с женщинами проекты обустройства мемориальных комплексов...

25 ноября 2022 17:11

10 84

Все новости
00:00